Коворкинг — помещение с оборудованными рабочими местами, которые сдаются в аренду любому желающему на час, месяц и другие сроки. Помимо рабочего места, посетителям предоставляются WI-FI, офисная оргтехника или специализированное оборудование, чай, кофе и закуски. Также среди услуг — возможность пользоваться переговорными комнатами, конференц-залами и услуги ресепшен. Сегмент коворкингов становится полноправным игроком рынка недвижимости России: в первой половине 2018 года их количество превысило 185, показав 25%-ный рост по сравнению с началом 2017 года. На сегодня общая площадь российских коворкингов составляет порядка 93800 кв. м. Сейчас в мире работает около 19 тыс. коворкингов, а к 2020 году будет уже порядка 26 тыс., считают аналитики Emergent Research. Это больше, чем сейчас работает кофеен Starbucks.
Одним из самых поразительных эффектов от работы коворкингов стало обновление старых зданий класса С и В. Значительная часть коворкингов по всему миру открывается в старых кирпичных зданиях, на заводах и в офисах с относительно недорогой арендой. Оператор вкладывает деньги в капитальный ремонт, чаще вместе с арендодателем, и находит клиентов. Помещение заполняется и постоянно приносит выручку, повышая стоимость актива (здания). Относительно невысокие затраты на ремонт увеличивают рентабельность старой недвижимости. Девелоперам будет сложно игнорировать эту тенденцию.
Помимо обновления старых зданий, рынок коворкингов провоцирует и строительство бизнес- и торговых центров, где 1-2 этажа будут выделены для общих пространств — как коворкинг Atmosphere в московском ТЦ Рио.
Брокеридж в офисной недвижимости не стоит на месте. Причиной развития сегмента является не только экономическая турбулентность, когда компании вынуждены сокращать издержки, но и новая философия и новый подход компаний к организации бизнес-процессов.